лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

Собор над Енисеем

  Пепельно-серые горы дышащего теплом шлака, долго остывающие даже в сорокоградусные морозы… Помнится, если чуть разгрести верхний слой, можно было наслаждаться мерцанием и переливом то потухающих, то отыгрывающих горячим блеском угольков. При этом наши закоченелые от долгого зимнего гуляния детские ладони бывали спасены – десять минут разогрева у старой котельной, и можно с новыми силами мчаться на стадион, штурмовать снежные крепости и с визгом слетать с огромной ледяной горки. 

  Оглядываясь назад
  А летом в той самой старой кочегарке, обосновавшейся в полуразрушенном храме, нам удавалось найти брошенные огнетушители. Неслыханная детская удача! Самые отважные из нашей ватаги вполне беспрепятственно могли взобраться на самый верх колокольни. Узкие коридорные проходы и раскрошенные временем бесконечные лестницы, старые толстенные потемневшие доски и угрожающего вида чугунные перекладины в окнах тут же обрастали детскими страшилками, отчего число смельчаков постепенно сокращалось… Что и говорить, почти заброшенное строение это для многих енисейских ребятишек было сродни игровой площадке. Как выяснилось гораздо позже, это был Богоявленский собор. Но говорить о храмах в то время было как-то не принято, да и история ценна была совсем иная…
  «Первые упоминания о Богоявленской соборной церкви города Енисейска относятся к 1647 году, когда енисейский воевода Ф. Полибин, сообщая в Сибирский приказ о состоянии острожных укреплений, назвал среди прочих городских построек деревянную церковь Богоявления. Она располагалась за стенами острога, с западной его стороны, и имела два придела. Однако в 1703 году она сгорела. Взамен на этом же месте постепенно был сооружен собор кирпичный. Так, больше четырех лет над его возведением трудился присланный по приказу московский каменщик Федот Чайка вместе с двенадцатью енисейскими казаками, которых он набрал в строительную артель по приезду в Енисейск. Через несколько лет – еще один пожар, и еще восстановление, так что окончательный образ собора складывался не один десяток лет», - читаем мы в исторических справках. А уже в начале XX века, во времена гонения на церковь, сопровождавшихся повальным разрушением храмов, кирпичи с собора как строительный материал особой прочности и ценности отправлялись баржами на север, в частности, в Игарку. Позже остатки собора были приспособлены под зарядную станцию для огнетушителей, а затем на долгие годы под ту самую котельную, высокая колокольня при этом служила пожарной вышкой… Всю историю собора в наши дни теперь словно заново открывают археологи и реставраторы, ведь Богоявленский собор – один из тех объектов культурного наследия, которые должны быть восстановлены к предстоящему юбилею Енисейска.

  На земле
  «Вот эти исторические рисунки и декоративные элементы возле центрального входа в храм проявились только после того, как мы отбили слой старой штукатурки. По ним хорошо прослеживается история строительства храма. А велось оно поэтапно. Эти элементы даже несимметричны: с северной стороны четыре пилястры, а с южной – пять; здесь окна, а там – полуовалы. Похоже, храм разрастался, словно живой организм. Характерна здесь и неровная линия фасада, которая изначально присуща строению, на старых фото это хорошо заметно. Такова история, которую мы не имеем право нарушать», - рассказывает Дмитрий Пышмынцев, представитель строительной фирмы «Консал», выступающей на этом объекте в качестве генерального подрядчика по выполнению реставрационных работ.  
  Это уже второй заход реставрационных бригад на Богоявленский собор. Впервые храм был обнесен лесами в 2009 году. Тогда удалось расчистить строение от гор арматуры, угольной пыли и мусора, доставшихся в наследство от кочегарки и двухгодичной заброшенности. Но по ряду причин довести реконструкцию храма до конца не удалось. И вновь запустение, и вновь планы на восстановление.
  Действующим сегодня бригадам удалось подхватить начатое когда-то. Богоявленский собор должен быть открыт после реставрации уже в июле 2016 года – таковы условия государственного контракта в рамках долгосрочной целевой программы. Этим летом строители успели выполнить кирпичную кладку алтарной части храма и залить бетоном куполообразный свод высотой почти шесть метров – сложнейшая работа. А впереди еще один купол высотой от 12,5 до 23 метров (высота близка к высоте пятиэтажного дома). Максимальная же проектная высота строения вместе с центральным шпилем и крестом значится 36 метров. Кстати, крестов на храме будет девять.
Повсюду в храме новодел соседствует с историческими строениями, повторяя первозданные размеры, копируя узоры старинной кирпичной кладки, сохраняя, насколько возможно, подлинные элементы декора. Так, в одном из помещений храма из четырех угловых сводчатых конструкций (тромпов) сохранилась всего одна, которая и служит теперь эталоном для реставраторов. 
  Фасады исторического строения уже зачищены от старой штукатурки и готовы к нанесению новой, но происходить это будет позже, при устойчивых положительных температурах воздуха. Проведена и заведена в строение теплотрасса, залиты бетонные полы, подпольные каналы для отопления – все готово для зимних работ внутри здания. И работа там уже кипит – проводится электричество, штукатурятся стены и своды. Интересно, что при оштукатуривании стен и сводов строители придерживаются старых технологий, используя песчано-известковый раствор. Стены должны получиться особо гладкие, ведь они предназначены под роспись. И снаружи, и внутри собора применяется метод вычинки кирпичной кладки, когда поврежденные кирпичи осторожно вынимаются из строения, а на их место так же осторожно вставляются новые. Процесс длительный и трудозатратный. Вопрос с изгородью пока не решен окончательно. Связано это с археологическими изысканиями, в ходе проведения которых была обнаружена историческая ограда. «В округе церкви каменная ограда, сверху крытая листовым железом с железною решеткою, построенная в 1826 году тщанием енисейского 3-ей гильдии купца Максима Григорьевича Соколова», - написано о ней в старой клировой ведомости.

  Под землей
  «Это и было одной из наших задач в этом сезоне на этом объекте, - рассказал научный сотрудник ООО «ГеоАрхеология» Леонид Галухин. – Нам удалось найти фундамент ограды. Частично он разрушен, с северной стороны и вовсе не сохранился. Но восстанавливать ограду хотят по историческому фундаменту». Еще одной задачей археологов, производящих раскопки на территории Богоявленского собора, стало изучение некрополя – захоронения знаменитых людей, существовавшего там с XVII по конец XIX века. Дело в том, что согласно проекту реставрации, благоустройство прилегающей к собору территории запланировано с понижением существующего уровня. Это несет угрозу некрополю, потому что самые поздние погребения залегают здесь менее чем в полуметре от поверхности земли. Чтобы избежать разрушения, археологам приходится очень осторожно изымать антропологический материал, который после изучения специалистами будет возвращен в Енисейскую епархию для повторного погребения. «Здесь очень плотное захоронение, ведь кладбище это существовало почти три века, изъято уже более 450 погребений, - продолжил Леонид Леонидович. – Для особо почетных персон строились кирпичные склепы, некоторые из которых, кстати, оказались варварски разграблены при сооружении некой бетонной конструкции в советское время. Уникальное по своему устройству захоронение мы обнаружили и с южной стороны собора, правда, к самому собору оно отношения не имеет, поскольку его тогда еще не существовало. Это групповое захоронение начала XVII века, где покоились первые люди, пришедшие возводить Енисейский острог. Условно говоря, это земляные склепы. Происходило все примерно так: с осени выкапывалась большая яма, и все, кто за зиму умирал, когда здесь еще только основывался острог, складывались сюда в колодах – выдолбленных бревнах. Весной, когда земля оттаивала, яму засыпали. Это очень редкий пример такого захоронения, что-то подобное было обнаружено лишь однажды в Тобольске».
Удивил археологов и обнаруженный погреб, скорее всего, амуниционный казенный склад. Уже установлено, что он функционировал с конца XVII до начала XVIII века и представлял собой трехкамерный подземный сруб с каменным входом, причем специалистами выявлено два этапа его существования: на месте первого был возведен и второй из более крепкого, но и более редкого в то время строительного материала – кирпича. Погреб изучили, законсервировали и сделали проект, в том числе и инженерный, на предмет создания в этом месте подземного музея археологии Енисейска с реконструкцией существовавшего склада. Здесь же возможно было бы и размещение исторического материала, добытого археологами за последние два года интенсивных раскопок.

  Сияние крестов и колокольный звон
  Когда-то Богоявленский собор был не только одним из красивейших и крупнейших православных соборов в Сибири, но и центром просветительской работы. В нем имелись библиотека, читальня, где совершались светские и религиозные чтения, устраивались мероприятия с благотворительной целью. Внутреннее и внешнее убранство собора впечатляло. Протоиерей Гавриил Ушаков в своем рапорте в ноябре 1854 года Благочинному градо-енисейских церквей Михаилу Белозерову докладывал: «Сим честь имею довести до сведения Вашего следующее: что в церкви нашей по описи значится серебра в утвари, ризах и на иконах 13 пудов 16 фунтов; в колоколах меди 440 пудов 17 фунтов, из коих один небольшой колокол весом 16 пудов 36 фунтов замечателен тем, что вылит в Амстердаме в 1634 году». В пересчете на современные меры веса выходит, что «небольшой колокол» был в 276 килограммов, все же вместе колокола собора весили более семи тонн. Где будут отлиты колокола для восстановленного собора, сколько их будет и будут ли они вообще, далеко ли их звон разнесется и призовет ли в храм прихожан? Нет пока ответов на эти вопросы. Колоколам места в программе по реставрации как-то не нашлось… Между тем только приобретение набора колоколов в те же семь тонн в наши дни может обойтись более чем в шесть миллионов рублей… И все же не хочется верить в то, что и после своего возрождения Богоявленский собор будет долго хранить молчание, не взволнует души, не напомнит о вечном колокольным трезвоном. А ведь, поди, за сто лет тишины ему есть о чем нам рассказать. Услышать бы…
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора   


Опубликовано в газете "Енисейская правда", № 50 от 10.12.15


рейтинг новости: 
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Вы участвуете в субботниках?
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
-----
Статьи