лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

Память под ногами

  Городское кладбище. Признаться, я не часто здесь бываю, но сегодняшний поход на городской погост назревал уже давно, и не только у меня: у центрального входа собрались представители клуба «Родослов», Енисейского краеведческого музея, общественности города и хозяйствующей на кладбище организации. Вопросов накопилось много, главный из которых «Как память сохранить?». Пора искать ответы. Где? На кладбище в том числе.

  А горы всё выше, а горы всё круче
  Тишина… Пожалуй, это первое, что хочется соблюдать на кладбище. Люди здесь даже переговариваются тихо, вполголоса. Видно, где-то внутри это неписаное правило сидит. А вот соблюдение другого – чистоты – никак не укоренится в сознании наших людей. Сколько ни размещай таблички с просьбой не сорить, сколько ни взывай к совести – всё одно. Главное - убрать со своего участка. К счастью,  такое отношение не у всех приходящих почтить память усопших. Впрочем, таковым и таблички с напоминанием о соблюдении чистоты не нужны: внутри она у них, чистота эта, в совести. 
  Горы мусора – беда  нашей страны, не миновавшая даже мест памяти, за которыми принято особо ухаживать. Вывоз мусора с территории кладбища (точнее, с того места, определенного на кладбище местом сбора мусора) – задача хозяйствующих на его территории организаций, которые ежегодно определяются в конкурсном порядке. Однако подрядчики меняются, а кучи в центральной части кладбища и на его окраинах остаются. В прошлом году за порядком на енисейском кладбище следила лесосибирская фирма «Архангел», в этом году подрядчиком выступает индивидуальный предприниматель Вячеслав Климченко, исполнявший эти работы еще и ранее, в 2016 году. Смотрю на прошлогоднюю фотографию, сравниваю: гора мусора – на месте…
  «В городской бюджет (а собственником кладбища является администрация города) заложена сумма на вывоз 92 кубометров мусора. Здесь же, даже по самым скромным подсчетам, – более 400 кубов», - разводит руками Вячеслав Николаевич, соглашаясь со словами общественников, что решение по этому вопросу искать нужно и порядок на кладбище наводить тоже нужно. 




  Не по плану
  Составить енисейский некрополь – задача, на выполнение которой направили сейчас свои силы представители клуба «Родослов». Работая в архиве с записями метрических книг, они обнаружили около семи тысяч фамилий человек, захороненных на Севастьяновском (прежде Крестовоздвиженском) кладбище с 1873 по 1919 годы. Найти все места захоронения фактически, разумеется, невозможно, а вот обозначить на схеме кладбища еще сохранившиеся, в том числе места захоронения особо значимых для Енисейска персон, просто необходимо. В этом убеждены и родословы, и музейные работники, и представители общественности. Только как такового плана кладбища не было и нет. «Необходимо проводить инвентаризацию», - объясняет Вячеслав Николаевич. Предварительная стоимость работы, которой должна заниматься специализированная организация, – не менее 3 миллионов рублей.  

  Как в воду глядел…
  А ведь не нова проблема сохранения памяти в местах к тому предназначенных… Ещё в мае 1905 года протоиереем Дмитрием Евтихеевым была написана статья, напечатанная в «Енисейских епархиальных ведомостях», с целью «сохранить в памяти остатки древности Крестовоздвиженской церкви, которые могут исчезнуть» в силу тех или иных причин. «Не дрогнет рука сжечь памятники церковной древности», -  пишет протоиерей о потенциальных разрушителях. В этой же статье – подробное описание и кладбища, и церкви Крестовоздвиженской, на нём выстроенной, и ограды, какой обнесено было городское кладбище. Здесь же – описание «замечательных» памятников на Крестовоздвиженском (тогда ещё) кладбище: «Черного гранита постамент увенчан черного же гранита крестом потомственного почетного гражданина, коммерции советника Игнатия Петровича Кытманова»; «Золотопромышленника Василия Стефановича Востротина розовый гранитный с черными крапинками»… 
Сейчас на месте церкви с колокольнею о восьми колоколах – груда камней, а из земли до сих пор изымают кирпичи, прежде сложенные надежной кладкой в толстые стены. И лишь заботливо поставленная табличка напоминает о том, что это не просто камни. Здесь с 1794 года отпевали наших земляков, в том числе и тех, чья деятельность для развития города имела особо важное значение. Разрушена церковь в 30-х годах прошлого века. 
Игнатий Петрович и Александр Игнатьевич Кытмановы, Степан Васильевич Козьминых… К местам захоронения этих людей, так много сделавших для Енисейска, ещё можно подойти. И почему-то именно здесь особо ощущается, что Кытмановы, Востротины, Кобычевы, Дементьевы – не просто фамилии из истории нашего города, а реальные люди, жившие, творившие, дерзавшие, строившие заводы и производившие товары первой необходимости в Енисейске. Здесь же и нашедшие покой. Память бы и памятники теперь нам всем не утратить…
…«Вот здесь подкопать нужно – надпись под землю ушла совсем. Да это же памятник Колмакову! Он есть в наших списках!» - родословы радостно переглянулись, принявшись тут же фотографировать находку. Впрочем, фотоаппарат сегодня почти не выключался: в объектив попадали и заброшенные захоронения, и гранитные плиты с перебитыми на них надписями, и перевернутые надгробные плиты, и кучи мусора, и лабиринты хаотично поставленных оградок, то и дело препятствующих передвижению, и старые памятники, ставшие вдруг подпорками для изгородей.



  Помнить нужно правильно
  Валерий Никольский, исполняющий обязанности главы города Енисейска: «Всегда культура нации определялась отношением людей к своим предкам, к памяти о них. Возраст этого кладбища немного меньше возраста самого Енисейска. Здесь покоятся те люди, кто создавал красоту города, которую мы теперь стараемся сохранить и восстановить. Нужно ценить это, нужно помнить их заслуги. Пока наше отношение к месту памяти неправильное, пора что-то менять в сознании людей. Почему в таком состоянии кладбище, спрашивают многие. А ведь проводились прежде организованные субботники на кладбище. И традиция эта будет возрождаться. Но важно, чтобы каждый, ухаживающий за могилками родственников, доносил свой мусор до контейнеров, установленных за пределами кладбища. А вывозить этот мусор – забота обслуживающей организации и администрации города. Работы предстоит много, но заниматься наведением порядка на кладбище необходимо».

  Из истории погоста
  Выписка из статьи Дмитрия Евтихеева, май 1905 года: «На юго-западной стороне Енисейска возвышается незначительной высоты холмик, слывущий под названием «Севастьянки», с которого открывается прекрасный вид на город. Отчего это место получило такое название, неизвестно. Во второй половине XVIII столетия по желанию граждан, прихожан городских церквей здесь было устроено кладбище, поскольку погосты городских церквей были сильно стеснены обывательскими домами. В 1785 году купцом Иоанном Волковым здесь была заложена одноэтажная церковь с колокольнею в честь воздвижения Честного и животворящего Креста Господня. Кладбище занимает местность в окружности 448 погонных саженей. В 1902 году в нем усердием и заботой церковного старосты Павла Михайловича Зеленцова устроены деревянная решетчатая ограда и каменные ворота на средства от боголюбивых дателей».

  О чём таком мечтается?
  Перемены нужны. Но самые глобальные из них, пожалуй, в нашем собственном отношении к погосту. Говоря же о переменах иных, во время прогулки по кладбищу мы вдруг представили, что все плиты гранитные и мраморные, которые сейчас попираются ногами, подняты и установлены в некой аллее памяти; что на места захоронений енисейских купцов, ветеранов труда и войны, на братскую могилу жертв белогвардейского террора, к памятнику жителям Енисейска, погибшим в ходе репрессий, указывают стрелочки; что у входа на кладбище появилась добротная табличка с именами и фамилиями ветеранов Великой Отечественной войны, похороненных здесь, и названиями фронтов, где они воевали; что вместо постыдных напоминаний о «небросании мусора» появятся небольшие стенды краеведческого характера, что важно, учитывая богатую историю кладбища… Размечтались, думаете? Так ведь обычно с этого дела и начинаются. Возможно, именно с подобных мыслей начиналось когда-то благоустройство кладбищ в других городах, которые теперь охотно посещаются гостями и даже включены в туристические маршруты. К слову, и наше кладбище, утверждают сотрудники Енисейского краеведческого музея, интересно некоторым туристам и любителям истории. 
 



  Как по правилам?
  Согласно положению «О содержании мест захоронения и организации ритуальных услуг на территории Енисейска» намогильные сооружения, а также оградки, самовольно вынесенные за пределы выделенных ранее участков, подлежат сносу лицами, ответственными за захоронение. В противном случае снос имеет право осуществить хозяйствующая организация, но допустившие нарушение обязаны потом будут возместить все расходы. Производить расширение выделенных земельных участков нельзя. И захоронений на кладбище новых не производится, если только не было зарезервировано ранее место или если это не повторное захоронение на одном и том же месте (согласно правилам, вторично хоронить на одном и том же месте можно через 20 лет, конечно, с согласия родных). Кстати, высота вновь устанавливаемых оград не должна превышать 80 сантиметров. А ещё ответственный за захоронение обязан содержать место захоронения в надлежащем состоянии. 

  И так бывает?
  Всего же в Енисейске три кладбища: Севастьяновское, кладбище в деревне Горской и вероисповедальное мусульманское кладбище. Проблем с порядком нет только на одном из них. «Почему?» - интересуюсь у имама Енисейской соборной мечети Рината Идрисова. «У мусульман принято обязательно убираться на кладбище коллективно один раз в год, тогда же наводят порядок и на заброшенных могилках. У христиан есть родительский день. У нас примерно то же. Но есть и религиозные рекомендации почаще посещать кладбище, и в эти визиты тоже наводится порядок, но, как правило, только на «своих» могилках. Кладбище наше муниципальное, и раз в год на нем меняется либо остается прежним подрядчик, его обслуживающий. Вне зависимости от этого, порядок сохраняется всегда. Община за этим следит. Никто никому не приказывает, никого не заставляет. Не знаю, как и чем это объяснить, но все мусульмане, пусть даже не соблюдающие религиозных канонов, на кладбище как-то становятся более религиозными, что ли. Кладбище - это то, что нас всех объединяет. Тут вопросы морали, нравственности, религии - далеко не пустой звук, хотя в обычной жизни многие об этом забывают».
Здесь и правда думается по-другому, и о ценностях здесь хочется рассуждать о вечных, и о равенстве всех в определённый час. А пока настало время иначе посмотреть вокруг себя, в том числе и на городской погост. Пусть воцарится здесь покой, восторжествует порядок, а память пусть восстанет… из-под ног…
Оксана ВЛАСОВА
Фото автора


рейтинг новости: 
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Вы участвуете в субботниках?
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
-----
Статьи