лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

Медиафестиваль "Спас на Енисее - 2020". Как это было


О росте духовном замолвите слово

«Как за землёй, если ходить перестанешь, она быстро своё заберёт, так и безверием земля быстро зарастает, коли нет на ней храма и слово Божье сеяться перестаёт», - сказал как-то в одной беседе иеромонах Тихон, настоятель Успенского храма в Енисейске. Он говорил это касательно строительства новой небольшой церкви на окраине села Озерного, а слова по сути своей куда глубже смыслом оказались.








Доброму семени – почву готовую

Наверное, все мы, взрослые, становясь родителями, замечали с удивлением и с огорчением даже: вот ведь не учишь ничему плохому своего ребёнка, о хорошем только говоришь, а иногда поступок чада – из ряда вон. Просто сорняки быстрее растут, да и к жизни они лучше приспособлены бывают, нежели семя доброе, за которым уход ежедневный нужен. Семена эти теперь всё чаще традиционными ценностями называются, а почва наших сердец, куда сеять их надобно, всё больше в возделывании нуждается. Одним из инструментов такого возделывания является слово, и слово журналиста в том числе.


Слову, которое призвано созидать, наставлять, свет нести, и посвящён гуманитарно-просветительский  медиафестиваль «Спас на Енисее», который проводится в Красноярском крае уже второй год. И если в прошлом году на конкурс было подано 156 журналистских работ, то в этом году жюри оценивало уже 484 материала, в каждом из которых – то самое зерно добра. Расширилась и география конкурса: теперь, кроме журналистов Красноярского края, в нём принимали участие служители пера из Хакасии, Кемеровской области и республики Тыва. Разве сам этот факт не доказательство того, что задумавшие фестиваль – на верном пути, что тема любви, объединяющей в себе и милосердие, и праведность, и патриотизм, и духовность, и чистоту, востребована в наше время, как никогда прежде.  




1."Сила слова - не только в профессионализме журналиста, но и в его жизненной позиции" (Алексей Додатко, руководитель Агентства печати и массовых коммуникаций Красноярского края)

2. Почётный гость медиафестиваля - Его Императорское Величество Наследник Цесаревич и Великий Князь Георгий Михайлович Романов. Это шестой визит в Красноярск представителей царской семьи. Предыдущий состоялся 106 лет назад  




На одной из дискуссионных площадок, которые проводились в Красноярске во время фестиваля, когда речь зашла о принятых конституционных поправках, прозвучали такие слова: «Мы закрепили в главном документе страны понятие семьи как союза мужчины и женщины. Мы вернули в Конституцию Бога». А вот бы помнить нам всем, что у Бога есть своя «Конституция», где ещё тысячи лет назад записаны все духовные и нравственные законы, первый из которых – «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем  своим», а второй – «Возлюби ближнего своего, как самого себя». Наверное, знают об этом многие, живут так не все. Но в храмах православных, в которых побывали журналисты во время фестиваля, без сомнения, хранятся и культивируются эти истины, здесь они становятся традициями.



Культурно-исторический центр «Успенский»

Есть такие места, где прямо чувствуешь, как начинаешь оживать, как к тебе возвращаются жизненные силы, как, пропитываясь покоем, над суетой каждодневности начинаешь возноситься, что ли. И нужно-то, оказывается, немного совсем: тихонечко побродить по монастырским дорожкам, поднять глаза к небу и доверительно ему улыбнуться, послушать колокольный звон, в храм зайти.



Храм в честь иконы Божьей Матери «Всецарица». Архитектор Леонид Чернышёв


Территория Успенского монастыря, расположенного прямо на берегу Енисея, оказалась именно таким местом – красивым, к думам располагающим. Именно здесь проходил первый день фестиваля, и нужно ли говорить, что каждую свободную минуту между встречами, беседами, дискуссиями, мастер-классами выходили журналисты на улицу, чтобы успеть насладиться красотой и величием. 






На территории монастыря – исторический корпус мужского монастыря, несколько часовен, культурно-исторический центр «Успенский». Но, безусловно, жемчужиной, притягивающей все взгляды (а в нашем случае и объективы), здесь блистает храм в честь иконы Божьей Матери «Всецарица». Интересно, что от создания проекта  до освящения этого храма прошло сто лет: в 1914 году проект разработал знаменитый красноярский архитектор Леонид Чернышёв, а в 2015 году состоялось освящение храма. 






И, кстати, здесь появляется первая ниточка, тянущаяся к нашему Енисейску: есть в центре старинного города торговый дом купца Бородкина, построенный в начале прошлого века в стиле модерн, привлекающий внимание своими необычными окнами. Так вот, автор проекта этой постройки – Чернышёв.



Дом купца Бородкина, Енисейск. Архитектор Леонид Чернышёв



Благовещенский женский монастырь

Так получилось, что это был первый храм, который встретился мне в день приезда на фестиваль. Раскатистый колокольный звон уверенно перекрывал собой шум от интенсивного автомобильного движения. На ходу сделав несколько снимков, записав короткое видео, подумала, что хорошо бы вернуться сюда. И вот через день мы здесь на экскурсии во время медиатура.



Благовещенский женский монастырь, Красноярск


Оказалось, это Благовещенский храм, начало строительство которого было положено в 1804 году. Это был третий каменный храм в Красноярске, который к тому же долгое время оставался самым высоким в городе. Как и большинству храмов в нашей стране, ему довелось пережить и забвение с разрушением, и восстановление с воскрешением. Этому храму, к слову, ещё повезло, поскольку совершенно пустовать ему не пришлось: в здании, лишённом колокольни и крестов, в советское время размещался склад меховой пушнины. И только в 1988 году постройку, которая по виду была уже совершенно казённой, вернули церкви. После восстановительных работ здесь была создана женская обитель.






У этого храма тоже есть связующие с Енисейском нити: во-первых, одним из каменщиков, возводивших верхнюю часть собора с 1809 по 1813 год, стал специально приглашённый из Енисейска мастер Иван Огрызков. Во-вторых, первая настоятельница новообразованной обители монахиня Варвара была вскоре переведена на службу в енисейский женский монастырь, а ещё через несколько лет после реставрации Иверской церкви в неё приехали служить несколько сестёр-монахинь из того же Благовещенского монастыря.









 



Стекольный завод


В поселок Памяти 13 борцов вряд ли бы когда добралась самостоятельно, если бы не медиатур фестиваля. Старый разрушенный корпус Знаменского стеклозавода - место колоритное, но печаль по утраченному здесь не покидает 

ни на миг. 


Стеклозавод Знаменский был построен в 1825 году по прошению Ольги Коноваловой


Построен завод в 1825 году. Уже в те годы на заводе, хозяином которого был Иван Коновалов, изготавливали стеклянную посуду, которая легко выдерживала кипяток. А в 1853 году Коновалов построил при заводе фаянсовую фабрику, которая выпускала блюда, тарелки, миски, чашки, умывальники, соусницы. 






И вот вопрос: если экскурсия у нас по местам православным, при чём здесь стеклозавод? Ответ кроется в названии самого завода – Знаменский. Оказывается, несколько лет хозяйкой завода считалась Анна Коновалова, мать Ивана, которая и подавала прошение о выделении земли под строительство стеклоделательного завода. Фактическим же хозяином был Иван Иванович, но только в 1833 году, унаследовав от матери завод, он стал и юридическим его владельцем. В тот же год, по преданию, ему и явилось во сне знамение Святой Богородицы. Вскорости при большом скоплении народа был отслужен молебен, а позже построена церковь иконы Божией Матери «Знамение». И посёлок, и завод стали Знаменскими. Через некоторое время в посёлке был построен женский монастырь с шестью просторными корпусами. Сейчас, правда, от него не осталось ничего. Хотя нет, осталось… В 2000-х годах в поселке Памяти 13 борцов была выстроена новая церковь из красного кирпича. У неё иной внешний вид, но всё то же название – церковь иконы Божией Матери «Знамение». Не в этом ли наследие духовное кроется? Словно труд молитвенный монашеский дал свои плоды – безверием эта земля не поросла.










Что же завод? А завод успешно работал и в советское время, в лучшие годы давая три-четыре миллиона бутылок в месяц. Во время Великой Отечественной войны здесь производились солдатские фляжки, бутылки под горючую смесь, стекло к бронепоездам и пароходам. Однако перестроечного времени завод не пережил. После этого производство пытались возрождать неоднократно, но безуспешно. Теперь сюда водят экскурсии. А кроме самого корпуса и многометровой трубы, посетителей впечатляют огромные глыбы цветного стекла, так называемого отвала. Яркие свидетели былого процветания… Но и их становится всё меньше: маленькие стекольные слиточки туристы часто берут в качестве сувениров. 





Да, признаюсь, рука тянулась к этим изумрудным и кобальтовым «драгоценностям». Но пусть всё останется на своих местах: не мы положили, и брать не нам. А вот впечатления и размышления, вдохновение и полученные знания мы возьмём с собой с превеликим удовольствием.



Домой с раздумьями

…Дорога домой. Глаза отдыхают на природном великолепии, неповторимостью своей тоже говорящем нам о Творце: вот поле вызревшими травами темнеет, вот в лесу  лиственницы лисьими хвостами зарыжели – красуются, плутовки… Дорога длинная, обо всём успеешь передумать: и о том, что увиделось за два последних дня, и о том, что не случайно в прошлом году фестиваль стартовал именно в Енисейске, который часто называют православной Меккой, и о том, что поездки такие ободряют очень и наполняют. «Кстати, если изделия стеклозавода и фаянсовой фабрики распространялись повсюду, может, некоторые из них стали экспонатами Енисейского краеведческого музея?» - подумалось вдруг. Выяснить это и, быть может, обнаружить ещё одну ниточку-связочку – отличный повод для посещения музея, чья миссия, к слову, не только хранить историю, но и нас духовно обогащать. А ведь мы сегодня о духовном?







Оксана ВЛАСОВА
Фото автора 


Получать новости газеты Енисейская правда на Email
рейтинг новости: 
  • Нравится
  • 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Реклама
Мы в соцсетях
-----