лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

Волна поет – река зовет

Капитан Василий Прозоров о себе 
и команде «Путейского-302»

От вида, как мне показалось, хлипенькой доски (трапа), перекинутой со снежной крошки, напоминающей сахар-песок, к теплоходу, у меня захватило дух. «Не мое! Вот с берега любоваться просторами Енисея, вдыхать полной грудью чуть влажный, освежающий воздух – другое дело. И как они здесь каждый раз ходят?» - думала я, перебираясь на корабль, стараясь при этом не смотреть вниз. Учащенно бился пульс, сердце бухало уже где-то в затылке, когда старпом теплохода «Путейский-302» Владимир Петрушкин подал мне руку и буквально втащил на борт. 

Команда улыбалась, видя мой страх и неуклюжесть…

Так получилось

«Я никогда не планировал попасть во флот. С детства мечтал быть пожарным», - огорошил меня своим заявлением капитан-механик Василий Прозоров. Прочитав в моих глазах немой вопрос, добавил: «Так получилось».
Оказывается, сюда Василия привел его старший брат Андрей, который в силу обстоятельств был ему вместо отца. «Кто не знает, так мне и говорит: «Твой отец приходил, - смеется капитан «Путейского». – Андрей старше меня на 15 лет. Работает в Енисейском районе водных путей и судоходства с 90-х. Сейчас в должности производителя путевых работ. Часто советуюсь с ним, о проблемах рассказываю. В нашем коллективе бывалые речники всегда делятся опытом с молодыми. Традиция.


Я пришел в Енисейский район водных путей и судоходства в 2007-м мотористом-рулевым после курсов в Подтесовском лицее. Сразу попал на судоремонт на «Путейский-305». Семь лет проработал в этой должности на разных теплоходах проекта Р-96. Потом окончил школу командного состава в Красноярском речном училище (теперь Красноярский институт водного транспорта). Был вторым помощником капитана, старпомом, сменным капитаном и вот уже четвертую навигацию пойду капитаном «Путейского-302». Стать пожарным не получилось, но я ни о чем не жалею. За это время побывал практически на всех притоках Енисея: Нижней и Подкаменной Тунгуске, Ангаре. Четвертый раз пойду на самый северный приток – Большую Хету (Долгано-Ненецкий автономный округ). В 2018 году получил диплом Красноярского института водного транспорта по специальности «техник-судоводитель». Этой весной поступил в Новосибирскую академию. После навигации, разоружения теплохода - сессия. Покидать флот не собираюсь. Давно понял: здесь мое место. Романтики, конечно, поубавилось. Это сначала дух захватывало от красоты берегов, ландшафтов, от широты и мощи Енисея. На севере ведь он совсем другой. До сих пор помню, как впервые попали в шторм: вода летела через рубку, захлестывала палубу. Не видно ничего. Судно из теплохода как будто превратилось в моторную лодку. Главное, не растеряться. Внимательно следить за приборами, механизмами. В такие моменты остро чувствуешь команду, поддержку людей, понимаешь, что они профессионалы. Действуют слаженно и четко».


Василий ПРОЗОРОВ: «На флоте говорят: «Нет такого моториста, который не мечтает стать капитаном». Мне нравится моя работа. Быть капитаном и работать капитаном – далеко не одно и то же. Я не просто решил, я понял, что психологически готов к этому".

А еще вспоминает Василий Александрович, как работал он мотористом на земснаряде «Енисейский–204» и как поразило его Красноярское море, где заготавливали они песчано-гравийную смесь. «Смотреть на него с берега и с воды – совершенно разные вещи», - говорит он. С благодарностью вспоминает капитан работу в должности второго помощника на участке от Турухана до Туры на Нижней Тунгуске: «Здесь отдыхать некогда, все нужно делать быстро и качественно, пока идет экспедиционный завоз». 


А ведь было время, когда коллеги с недоверием и сомнением относились к молодому командиру. Но после первой же навигации поняли: опыта Василию и в механике, и в судовождении не занимать.


Флотский порядок

С вооружением команду «Путейского-302» не торопят, потому что там, куда они отправятся в начале июня, навигация еще не началась: Енисей в объятиях льда. У путейцев есть время к моменту выхода лишний раз проверить все агрегаты и механизмы. В общем, судоремонт еще продолжается, хотя теплоход уже как новенький.

 
Впечатлило меня, например, машинное отделение. Вот он – флотский порядок! Лаборатория – не меньше: ни масляных пятен на полу, ни пыли на стенах. Команда же в голос: «Мы здесь еще ничего не драили!» А самим, наверное, уже не терпится отчалить от родных берегов. Судоремонт – важная часть флотской жизни, но, как сказал моторист Анатолий Барабинский, в навигации - куда интереснее.


«Сколько работаю в Енисейском районе водных путей и судоходства, еще ни разу не было чрезвычайных ситуаций, серьезных аварий, - говорит капитан Прозоров. – Это не только от профессионализма команды зависит, но и от качества нашего вооружения. Мы территориально удалены. Доставлять до нас грузы сложно, поэтому закупаем все сразу, чтобы быть готовыми к любой ситуации. Руководство во всем поддерживает нас и старается удовлетворить наши запросы. Что касается технической части, здесь мы всегда обеспечены на 100 %, как и питанием: продуктовая корзина составляется согласно нашим предпочтениям».  


Обеспечивать безопасность судоходства «Путейскому-302» предстоит на обстановочном участке протяженностью 42 километра: от устья Большой Хеты до селения Тухард. Участок не из легких. Во-первых, по нему провозят ядовитые вещества, разлив которых в случае аварии, сами понимаете, будет с последствиями. Так что установка и своевременное обслуживание береговых и плавучих знаков, створов, буев – работа очень важная. Во-вторых, образующиеся на дне наносы меняют рельеф дна несколько раз за навигацию, поэтому промер глубин нужно делать как можно чаще. «В-третьих, - уточняет капитан Василий Прозоров, - когда уровень воды в Большой Хете падает, наступает горячая пора. У каждого судна своя глубина осадки. Особенно сложно бывает на перекатах. Мы смотрим, безопасен ли проход, а судоводитель решает сам, идти или все же подождать подъема воды. Коррективы вносят и сложные климатические условия: из-за частых дождей и нагонных ветров уровень воды в реке колеблется постоянно». 


88 суток проработает команда «Путейского-302» на Большой Хете. Теплоход вернется в затон в октябре…


«На севере может работать лишь тот, кто крепок физически и стрессоустойчив, - говорит старпом Владимир Петрушкин. – Даже просто жить в условиях, когда солнце не заходит за горизонт, может далеко не каждый». 
День речника путейцы отпразднуют на работе. Найдут время для рыбалки, шашлыков, игры в футбол с командами других теплоходов, стараясь восполнить дефицит общения. А еще шашки, нарды, чтение книг. На протяжении всей навигации повар Галина Кузнецова будет баловать команду домашней стряпней. Где-то и ребята ей помогут накрутить фарш, налепить пельмешек. Все это ждет команду «Путейского-302» в недалеком будущем. Если не подведет погода, семеро суток будут они добираться до Большой Хеты.


Первый после Бога

Мне интересно было познакомиться с профессией речника: здесь все для меня необычно, загадочно, удивительно. Удивило и продолжение начатой мною фразы: «Капитан на судне - это…» «Царь и бог!» - без тени сомнения ответил Василий Прозоров. И все как один поддержали своего командира…


«На флоте говорят: «Нет такого моториста, который не мечтает стать капитаном». Мне нравится моя работа. Быть капитаном и работать капитаном – далеко не одно и то же. Я не просто решил, я понял, что психологически готов к этому. Мой участок, личный состав – моя ответственность, - говорит Василий Александрович. – Это самое главное качество, потому что в любой ситуации спрос только с командира, авторитет которого должен быть непререкаемым. В команде у нас обстановка хорошая: конфликтов нет, зато есть взаимопонимание и уважение. Каждый свое дело знает. Коррективы капитана в работе принимаются безоговорочно. С трудностями мы всегда справляемся вместе. Ни к кому из личного состава у меня претензий нет. Во время такой долгосрочной навигации команда становится семьей. Жаль, что у молодежи в последнее время интереса работать на флоте нет. Не понимают, что начинать надо с малого. Хотят все и сразу». «Не будет коллектива – не будет и работы», - поддерживает своего капитана старпом Владимир Петрушкин.


«А поблажки?» - спрашиваю. «На берегу еще возможны, на реке – однозначно нет», - говорит Василий Прозоров. «Если поставлена задача, ее нужно просто выполнить. Если что-то сделали неверно – быстро исправить; если что-то не получается – не отступать. И никуда не денешься. Капитан спросит», - говорит моторист Анатолий Барабинский, который, к слову, сам попросил перевод на «Путейский–302». 


Теперь я понимаю, что значит английская пословица «Капитан на судне – первый после Бога». Какие бы просьбы или приказы ни отдавало руководство, решать все равно капитану, поскольку лучше него обстановку на судне не знает никто. В случае неудачи спросят с него. И к этому нужно быть психологически готовым, а еще быть решительным, способным быстро оценивать ситуацию.

 
Дорога Василия Прозорова на капитанский мостик была непростой. И это правильно, ведь случайный человек не может управлять судном. И пусть эта флотская традиция не утратится никогда.


…Еще немного, и «Путейский-302» пойдет в навигацию. Желаем речникам безаварийной вахты, и пусть их всегда ждут на берегу их родные и близкие люди.
Ирина СИБГАТУЛИНА
Фото автора





Получать новости газеты Енисейская правда на Email
рейтинг новости: 
  • Нравится
  • 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Реклама
Мы в соцсетях
-----