лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

Мой папа – капитан!

  Радости маленькой Наташи нет предела: сегодня папа взял её на работу! Целый день вместе с папой на теплоходе, в капитанской рубке! А пока папа-капитан будет занят, она тихонечко порисует, чтобы обрадовать его потом разноцветными домиками, речкой и теплоходами-корабликами. Девочка и предположить не могла, что когда-нибудь на одном из настоящих теплоходов большими буквами будет написано имя её отца - «Григорий Зырянов».

Новое бортовое имя
Теплоход с таким именем из затона Енисейского района водных путей и судоходства в этом году в навигацию отправился впервые, хотя самому судну уже почти 40 лет. Его построили в 1979 году, в 2016-м, после капитального ремонта, он обрёл второе дыхание, а теперь - ещё и второе бортовое имя. Прежде судно называлось «Водоём». В преддверии 80-летия учреждения «Администрация «Енисейречтранс» было решено увековечить память заслуженных героев-путейцев. Приказ о переименовании судов содержит четыре фамилии наших земляков. Сегодняшний рассказ – об одном из них.
…Теплоход «Григорий Зырянов» ушёл в навигацию рано, когда по берегам Енисея ещё лежал снег. Когда-то так же, ранней весной, Григорий Николаевич Зырянов, обняв супругу, дочку и сына, уходил, чтобы вернуться только поздней осенью. Полугодовые разлуки – удел всех семей речников. А без реки Григорий Николаевич своей жизни и не мыслил. Еще мальчишкой, сразу после окончания чалбышевской семилетки, то ли влекомый романтикой, а то ли с друзьями за компанию он поступил в Енисейское ремесленное училище на судоводителя. Вот и практику прошёл в качестве старшего рулевого моториста на теплоходе «Бакенщик» Енисейского технического участка Енисейского бассейнового управления пути. Практика, кстати, началась 5 мая 1942 года… Григорию тогда было всего 16 лет. Да и всем мальчишкам с их дружного курса было по столько же. Остаться в стороне, когда Родина попала в беду, они не смогли: в военкомат были поданы заявления о добровольной отправке на фронт сразу от всего курса. Приняли всех. Вернулись двое…  


Закалён войною
Его война затянулась на долгих восемь лет - так бывало у тех, кто сначала воевал на Западе, а потом - на Востоке. Осенью 1943 года он встал в строй курсантом учебного стрелкового полка. Вскоре стал заряжающим на знаменитой «Катюше». «19 марта 1945 года, несмотря на обстрел огневой позиции батареи, товарищ Зырянов не отошёл от установки и продолжал заряжать её, вдохновляя своим мужеством остальных гвардейцев. Залпом был подавлен узел сопротивления противника. 23 марта противник в районе Гросс Хопенбрух скапливался для контратаки. Под обстрелом товарищ Зырянов вместе с командиром орудия навели установку на цель. Залпом скопление врага было рассеяно, и готовящаяся контратака сорвана». Эти сведения о подвиге гвардии ефрейтора Зырянова, отмеченного медалью «За боевые заслуги», мы нашли на сайте «Подвиг народа». Он был награждён и медалями «За взятие Кёнигсберга», «За победу над Германией», «За победу над Японией», «30 лет Советской Армии и Флота». Сам он вряд ли рассказывал о своих подвигах родным, поскольку скромности был человек необыкновенной. Но 9 Мая, вспоминает его дочь Наталья Григорьевна Шуппе, никогда не обходился в их доме без мужских слёз. «Я-то хоть пожил…» - скорбел Григорий Николаевич, вспоминая и своих однокурсников, и своих братьев Ваню и Васю, чьи имена высечены теперь на памятных плитах в парке-мемориале Енисейска: один из братьев без вести пропал, а другой, вернувшись без ног, так и не попробовал мирной жизни. Скорбел и о маме, которая не пережила ухода на фронт третьего сына, ее младшенького Грибоньки – это ласковое мамино имя не забывалось Григорием никогда, как не забывалась и молитва отца, благодаря которой, был уверен Григорий, жив остался на войне. Не прятал слёз он и о миллионах других - молодых, отважных, невернувшихся…


Рекой полна вся жизнь его
Он демобилизовался только в 1950 году и сразу поступил  на работу в Енисейский технический участок, откуда и уходил на фронт. А уже по результатам навигации 1952 года, будучи первым штурманом парохода «Красноярец», удостоен звания «Лучший штурман Министерства речного флота», а его фотография, к гордости и радости родных, была помещена на Доске почёта техучастка. Глубокие знания по специальности и диплом об окончании в 1953 году Школы командного состава открыли для Григория Николаевича новые возможности: он стал капитаном. До 1975 года капитан Зырянов возглавлял экипажи теплоходов «Хасановец», «Торос», «Буран», «Крупская», «Эвенкия», «Стержень», «Красноярский пионер». Ему дважды присваивалось звание «Лучший капитан Министерства речного флота», а в 1967 году его имя было занесено в Книгу почёта Енисейского бассейнового управления пути. 
Работали в основном в Эвенкии на прокладке газопровода. А уж когда стоянка выдавалась где-то недалеко от Енисейска, старался брать с собой на теплоход сына и дочурку: очень ему скучалось в рейсе по семье. Наталья Григорьевна с теплотой вспоминает, как приучал её папа к воде: купаться-то хотелось, но уж больно боязно было. Выручила папина смекалка: в ход пошёл пододеяльник. Наполненный водой и завязанный узлом, он становился неким подобием надувной лодки. А какое удовольствие для Наташи было поухаживать за папой и принести ему в рубку обед! И уж если выдавалось, что папа оказывался на несколько дней на берегу и красивый, в кителе и фуражке, вёл её за руку в детский сад, – большего счастья, наверное, в такие дни для обоих и не бывало. Во время таких приездов они обязательно заходили с папой в магазин, где работала мама, и непременно покупали шоколадку с паровозиком…
Кстати, со своей супругой, Клавдией Александровной, Григорий Николаевич в магазине же и познакомился. Магазин этот располагался в здании, где сейчас находится городской архив, а вход был как раз со стороны улицы Петровского, так что через открытые двери были видны и Енисей, и дебаркадер, и швартующиеся к нему теплоходы. В один из летних дней молодой капитан заглянул сюда, и сердце девушки дрогнуло. Позже она вспоминала, мол, как зайдёт Григорий в магазин, так она и оцепенеет вся. А заходить он стал часто… Свадьбу сыграли в 1952 году.


Потому и помнят
В феврале 1975 года Григория Николаевича утвердили в качестве инженера по технике безопасности Енисейского техучастка; в этой должности он и дослужил до пенсии. Но оставаться не у дел, пока есть силы трудиться, было не по его нутру, а потому он продолжал ходить на вахты в такой родной Симоновский затон, правда, теперь уже в качестве берегового матроса. Стаж работы Григория Николаевича в Енисейском техническом участке составил 38 лет. За добросовестное отношение к труду он получил более 40 поощрений. 
«Когда позвонили из техучастка и сообщили о том, что теплоходу присвоено папино имя, я, кажется, весь день летала, - взволнованно рассказывает Наталья Григорьевна. - Его ведь нет уже 22 года. А люди вот помнят до сих пор. Иногда думаю, почему? Скромный был, труженик, и войну прошёл, и на флоте так славно служил. Их поколение вообще жизнь очень сложную прожило. Хорошие люди были… Потому и помнят».
Оксана ВЛАСОВА
Фото из архива Енисейского района водных путей и судоходства

К 80-летию учреждения «Администрация «Енисейречтранс» в целях увековечивания памяти заслуженных речников-путейцев новые бортовые имена присвоены четырём судам Енисейского района водных путей и судоходства: теплоходу «РТ-795» - имя «Владимир Глазер», теплоходу «Бурун» - «Борис Фелер», теплоходу «Водоём» - «Григорий Зырянов», теплоходу «Разлив» - «Георгий Прокопьев» 
Получать новости газеты Енисейская правда на Email
рейтинг новости: 
  • Нравится
  • 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Реклама
Мы в соцсетях
-----