лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

Енисейскому авиапредприятию исполнилось 85 лет

Так уж случилось, что 2019 год стал юбилейным не только для нашего города, но и для Енисейского авиапредприятия, отмечающего сегодня 85-летие со дня своего основания. 

  Трудности первых лет

  85 лет назад, в 1934 году, Главным управлением северного морского пути было принято решение в районе города Енисейска подобрать площадку для взлета и посадки гидросамолетов на р. Енисей. С этим заданием в июне 1934 года и прибыл в Енисейск первооткрыватель нашего авиаотряда Илья Максимович Тульчиев. Уже через 10 дней первый гидросамолет «Дорнье» совершил посадку на воду в районе будущего гидропорта, положив начало образованию авиационного предприятия в Енисейске и открыв новые возможности для экономического развития всего енисейского Севера. Та первая авиабаза занималась обслуживанием самолетов, курсирующих по линии Красноярск - Диксон. Штат её состоял из 30 человек. Базировались в полуземлянках на берегу Иван-озера. Из средств механизации - трактор да катер. Даже электричества не было. Но энтузиазм и желание работать и развиваться были так сильны, что к 1939 году в Енисейске был уже образован 232-й авиаотряд легкомоторной авиации, состоявший из 30 самолетов. В 1939-1940 годах дополнительно образованы два летних звена в Северо-Енисейске и Ярцево. База динамично развивалась. Страна начинала активно осваивать Север с его неисчерпаемыми запасами полезных ископаемых, обилием ценного меха и рыбы.

  В 1941 году весь летный состав авиапредприятия отбыл на фронт. Именно из числа участников Великой Отечественной войны, закаленных в страшных битвах и вернувшихся в родной порт, появились потом грамотные специалисты и управленцы. Среди них Высоцкий Георгий Павлович, начальник авиационно-технической базы, человек-легенда, прошедший горнило Великой Отечественной войны в должности инженера эскадрильи авиационного полка. В Енисейском авиаотряде он стал одним из первых учителей, наставников и организаторов производства. Из числа военлетов появились первые авиадиспетчеры: Григорий Пимонов, Александр Белов, Юрий Смолин, Борис Шипулин, которые стояли у истоков образования службы УВД.

  Весь мир у наших ног

  В 1946 году гидроавиабаза переведена на сухопутный аэродром. В эксплуатацию поступили самолеты По-2, позднее Ли-2, а в 1953 году – самолет Ан-2. Первым командиром авиаэскадрильи Ан-2 был Григорий Степанович Беловицкий, который позднее стал командиром объединенного авиаотряда. Под его руководством активно развивалось не только авиапредприятие, но и социальная сфера. Началось строительство штаба, аэровокзала, жилых домов для работников. Появились новые самолеты и вертолеты, увеличивалась численность специалистов, обслуживающих и эксплуатирующих их. Надежные руки пилотов, крепко державшие штурвал, приблизили к нашему маленькому городку весь мир. Енисейские специалисты высокого класса на Ан-24 и Ан-26 летали по всем городам Союза и мира. С 1982 года открылись регулярные рейсы самолета Ту-154 по маршруту Енисейск - Москва. Выполнялись регулярные рейсы в Красноярск, Норильск, Омск. Зимой – круглосуточные рейсы по доставке грузов на замерзшие озера Эвенкии. Экипаж командира воздушного судна В.Э. Райбеказ в составе второго пилота В.Ф. Абрагама, штурмана М.В. Феоктистова, бортмеханика Н.А. Ивченко выполняли   перегонку новых самолетов с авиабазы в Киеве во многие страны мира - Ливию, Афганистан, Мали, Вьетнам. Наши Ан-26 доставляли космические грузы на космодромы Байконур и Плисецк. Высокий профессионализм и личные качества наших летчиков, авиаинженеров и авиатехников делали эти рейсы надежными и безопасными. А выполнялись они под руководством высококлассных специалистов, командиров В.С. Мизонова, А.Е. Чижмина, А.Л. Межова, А.А. Жердева, В.А. Шароглазова, А.Н. Конопкина, А.Г. Мотофонова и других.

  К середине 70-х годов коллектив авиапредприятия составлял уже около полутора тысяч высококвалифицированных авиационных специалистов, метеорологов, радистов, водителей, медработников, воспитателей, специалистов ГСМ, перевозчиков. Все они работали на выполнение одной общей задачи – обеспечение безопасности при выполнении сложных работ в небе, сопряженных с опасностью и риском. Экипажи наших вертолетов, выполняя каждодневную работу, оказывались в таких местах, куда до них не ступала нога человека. А им надо было там обустроиться и обеспечить себе проживание и питание.

  Профессионалы своего дела

  Енисейское авиапредприятие всегда гордилось и гордится своими специалистами, чей самоотверженный труд отмечен различными правительственными и ведомственными наградами. 59 работников награждены знаком «Отличник воздушного транспорта». Среди них инженеры АТБ Альфрид Желялетдинович Алимов и Анатолий Леонидович Ушенин. Их общий трудовой стаж на авиапредприятии - 100 лет. Бортмеханик вертолетов Ми-2, Ми-8 Кузьма Андреевич Багрянцев тоже много лет проработал на предприятии. Профессионалы своего дела, они передали свой опыт и знания целому ряду молодых специалистов. За высокие достижения в труде, большой личный вклад в развитие предприятия орденами «Знак Почета» награждены Александр Федорович Тауснев и Владимир Васильевич Старостенко. Александр Ефимович Чижмин награжден орденом Трудовой Славы за умелые действия в сложной обстановке, за проявленную при этом выдержку и летное мастерство и за спасение пассажиров и самолета при аварийной посадке.

  За долголетний добросовестный труд, за личный вклад в развитие авиапредприятия и высокие производственные показатели орденами Трудовой Славы III степени награждены Сергей Михайлович Троцкий – инженер АТБ, Франц Яковлевич Чапига – мастер РСУ, Юрий Михайлович Чичков – водитель спецтранспорта. Владимир Андреевич Шароглазов за многолетний добросовестный труд, за мудрое наставничество и ввод в строй молодых пилотов, за большой личный вклад в становление и развитие летной службы награжден орденом Трудового Красного Знамени. Это маяки предприятия. У них учатся, перенимают их опыт, на них равняются.

  Почетными грамотами министерства образования отмечено творческое отношение к воспитанию подрастающего поколения Галины Степановны Лещенко и Людмилы Ивановны Лобановой - заведующих детским комбинатом, Валентины Михайловны Голятиной – музыкального руководителя, и Зои Евлампьевны Михайловой – воспитателя.

  Среди наших ветеранов труда есть и мать-героиня -  Федосья Афанасьевна Гордейко. Она воспитала шестерых детей, которые достойно продолжили семейную династию, стали классными специалистами и уважаемыми людьми. Федосья Афанасьевна награждена двумя медалями Материнства. Сейчас её старость украшают 15 внуков и 21 правнук.

  Звания «Ветеран труда» удостоены старейшие ветераны авиапредприятия: Мария Григорьевна Кузнецова, Конкордия Васильевна Живаева, Лидия Васильевна Бурдакова, Лидия Степановна Кочнева и Татьяна Александровна Старостенко. Все они еще девчонками в послевоенные годы пришли работать в службу связи телеграфистами и проработали там всю жизнь.

  А ветеран труда, водитель спецтранспорта Виктор Михайлович Ковригин, проработавший на предприятии более 30 лет, и сейчас, находясь на заслуженном отдыхе, не может сидеть без дела. Он член совета ветеранов авиапредприятия и городского совета ветеранов, ведет активную общественную работу. А ответственность, мастерство, профессионализм и человеколюбие ему были присущи всегда.

  Ветераны труда производственной службы предприятия Лидия Николаевна Харина, Зоя Романовна Низамеева, Павел Акимович Мерзляков, Людмила Юрьевна Суровежкина, Людмила Александровна Мизонова, Антонина Валентиновна Ермолаева, Александра Алистарховна Афонина и Людмила Петровна Кох пережили со своей службой и взлеты, и падения, но всегда оставались верны своему любимому делу.

  Руководители полетов Владимир Васильевич Бутовичев и Николай Павлович Ростовцев, диспетчеры УВД Александр Михайлович Сигоченко, Анатолий Дмитриевич Садовский, Леонид Андреевич Безруких, Павел Сергеевич Титов, Зульфия Галимовна Башлыкова достойно продолжили дело тех первых военлетов.

  Под крылом самолета

  Успешный полет – это итог работы всех служб авиапредприятия - инженеров и техников АТБ, которым знаком каждый винтик в летательном аппарате, а по звуку мотора они узнают неисправность, метеоролога, вдумчиво проанализировавшего погоду по трассе, лаборанта и техника ГСМ, правильно определивших годность топлива, которым заправляют самолет или вертолет, диспетчера УВД – главного помощника пилотов в полете, работников производственной службы предприятия, которые готовят пассажиров и груз к рейсу, энергетиков, радиотехников и радиоинженеров, водителей спецтранспорта и, наконец, медработников и воспитателей, нянечек детского комбината и поваров – всех, кто лечит и отправляет в полет пилотов, воспитывает и обласкивает их детей и делает многое другое, чтобы пилот в небе был здоров и спокоен, а полет - безопасным.

  Накануне нашего профессионального праздника многие из них соберутся вместе, чтобы отметить юбилей родного предприятия, добрым словом помянуть тех, кого рядом уже нет, и расспросить о жизни того, с кем посчастливилось встретиться. Приятных встреч вам, дорогие авиаторы, и добрых воспоминаний.

Л. СИДОРОВА 

рейтинг новости: 
  • Нравится
  • 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Реклама
Мы в соцсетях
  • Вконтакте
  • Facebook
  • Twitter
-----