лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

В ту свинцовую пору…

   «Мне в ту свинцовую пору было за двадцать с небольшим, но мы были просто людьми, шедшими к одной цели – к Победе», - скажет однажды в интервью Петр Ильич Ржевский, летчик–фронтовик морской авиации, участвовавший в сражениях Великой Отечественной войны с первых ее дней. 
  Родился Петр Ильич Ржевский 5 октября 1915 года в Енисейске. Окончив школу, получив потом средне–техническое образование, он с 1936 по 1937 гг. работал заведующим отделом Енисейского райкома комсомола, а уже в августе 37-го по спецнабору его отправили учиться в Иркутское  авиатехническое училище. Петр Ильич вспоминал, что в военные авиационные учебные заведения принимали только по спецнабору ЦК ВКП(б) и ЦК ВЛКСМ, но одним из главнейших требований было образование. Военно-воздушные силы Рабоче-крестьянской Красной армии (ВВС РККА) считались элитой, в массах активно культивировался образ бесстрашного летчика или летчицы, поставивших очередной рекорд в дальних перелетах, а форма выгодно отличала авиатора от представителей других родов войск. Однако учеба не сулила молодому человеку перспектив поднимать самолеты в небо: его будущая должность предполагала техническое обслуживание, и он вполне рисковал стать «чернорабочим войны», как потом нарекут всех авиаремонтников. Училище Петр Ильич окончил в сентябре 1939 года в звании «Воентехник второго ранга», и после этого его направили для дальнейшего прохождения службы в Киевский военный округ, в 52–й бомбардировочный авиаполк (БАП), а с сентября 1940-го – в 94–й БАП 62-й авиадивизии. 
Начало войны Ржевский встретил на сформированном Юго-Западном фронте в составе своего полка, который до сентября 1941 года вел активные боевые действия. На вооружении полка имелось 63 самолета СБ-2 (скоростной бомбардировщик А.Н. Туполева). В своих воспоминаниях Петр Ильич рассказывал, что накануне войны он в составе группы летчиков и инженеров прибыл в Киев для изучения нового бомбардировщика Пе-2. Однако ни одного такого самолета на вооружение 94-го БАП не поступило, поэтому первые сражения подразделение вело на устаревшей матчасти. Пилоты полка активно атаковывали наступающие колонны вермахта, уничтожали переправы, работали по аэродромам. К сожалению, неразбериха первых дней, несогласованность действий и архаичная тактика привели к большим потерям в воздухе и на земле. Нередко, оставшись без истребительного прикрытия, советские бомбовозы становились добычей истребителей люфтваффе. Неудивительно, что уже к октябрю полк, в котором служил Ржевский, оказался полностью разбит. После этого, по словам Петра Ильича, оставшаяся небольшая группа летно–технического состава авиаполка была включена в пехотную часть для обороны Киева. Странное, на первый взгляд, решение, если учесть огромный людской потенциал Киевского военного округа, а также то, что авиаторы с летным опытом к тому времени ценились на вес золота. Таким образом, из элитных авиачастей он перекочевывает в обычную пехоту. Тогда же его подстерег еще один удар: в Смоленском сражении погиб его брат - Константин Ильич. Однако судьба хранила Петра Ильича, так как поражение РККА под Киевом стало одним из крупнейших в истории войн и тяжелейшим для советских войск. Всего, по данным, опубликованным в 1993 году Генеральным штабом Вооруженных сил РФ, потери советской армии составили свыше 700 тысяч человек. Потери немцев оказались тоже чувствительными и составили порядка 100 тысяч человек. После падения Киева Ржевский в составе остатков своей части был направлен в Казань, где полк проходил переформирование. Именно этот этап становится поворотным в его судьбе. В мае 1942-го его по личной просьбе переводят на обучение в Военно–морское училище летчиков им. С.А. Леваневского, которое он окончил весной 1944-го. Вскоре молодой пилот получает назначение на Ленинградский фронт в 12–й гвардейский бомбардировочный авиаполк Балтийского флота, работавший по водным и наземным коммуникациям противника. Полк имел на вооружении самолеты Пе-2. Те самые, с которыми наш герой успел познакомиться в Киеве перед самым началом немецкого вторжения. В новом подразделении Ржевскому нравилась по–деловому налаженная боевая работа. Петр Ильич после войны напишет: «И если я вышел живым из военного чистилища, то во многом за это обязан взаимовыручке, фронтовому братству, повседневному общению со своими незабываемыми однополчанами». Полком командовал будущий дважды Герой Советского Союза Василий Иванович Раков. Опытный летчик, участник советско-финской войны, он берег молодое пополнение, четко и детально прорабатывал план предстоящих операций, решительно и отважно вел своих подчиненных в бой. 
Пожалуй, самым ярким эпизодом в карьере П.И. Ржевского стало участие в потоплении немецкого крейсера ПВО «Ниобе». Это был старый крейсер, захваченный немцами после оккупации Голландии. Особой опасности, вопреки расхожему мнению, он представлять не мог, хоть и имел усиленное вооружение. Немцы это тоже понимали, поэтому использовали судно в качестве усиления ПВО портового города Котка. Тем временем отступающая в Прибалтику немецкая группа армий «Север» продолжала активно использовать морские коммуникации Финского залива, перебрасывая резервы небольшими караванами судов. В июне советское командование провело серию операций по овладению островами Выборгского залива. На данном направлении ни у Кригсмарине, ни у финнов не было крупных кораблей. Единственный корабль крупного класса финский крейсер «Вайнаманен» мог действительно причинить серьезный ущерб десантным операциям советских войск, но противник пока не вводил его «в дело», искусно маскируя судно в шхерах. Интересно, что именно финский крейсер, а не «Ниобе» был объектом охоты советских летчиков, но разведка посчитала, что в Котке находится именно «Вайнаманен». Первый налет состоялся 12 июня 1944 года и не принес желаемого эффекта: все бомбы легли мимо корабля, ответным же огнем были сбиты два Пе-2. К следующей попытке командование подошло более обстоятельно. Учитывалась сильная ПВО порта и кораблей на рейде. Петр Ильич вспоминал: «Порт Котка в шутку и всерьез прозвали «доменной печью», так как там нас встречали море огня и истребители». В новом ударе по кораблю 14 июля привлекалось 24 штурмовика Ил-2, 28 бомбардировщиков Пе-2 и три А-20G. Их действия прикрывали около 40 истребителей. Получив попадание, «Ниобе» затонул, что вскоре было подтверждено фотоснимком авиаразведчика. П.И. Ржевский этот бой описал так: «Мы снова в этом огненном месте. Это уже не 1941 год. Сейчас мы другие, и самолеты - тоже. Мы потопили крейсер, но в этом тяжелом бою потеряли многих боевых товарищей. Мы их теряли и потом…» За успешное выполнение боевого задания Петр Ильич Ржевский был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а командир полка – второй Звездой Героя Советского Союза. 
В том же году Петр Ильич Ржевский в звании старшего лейтенанта был демобилизован с воинской службы по состоянию здоровья: сказалась полученная в 1944 году контузия. После войны он переехал в республику Башкортостан, в город Белорецк, где 30 лет трудился на Белорецком металлургическом комбинате. За свой труд он удостоен ордена «Знак Почета», медали «За трудовую доблесть» и других наград. Жизненный путь этого человека был наполнен чередой нелегких испытаний, выпавших на долю поколения сороковых. Но всему этому было одно великое утешение, которое вдруг он почувствовал, будучи приглашенным на праздник 60–летия Советской армии. Это осознание ненапрасной жертвы высказал он одной строкой: «Я был рад, видя, как растут и мужают внуки павших дедов и как они помнят о них». 
Юрий РОМАШКОВ, научный сотрудник фондов Енисейского краеведческого музея


Петр Ильич Ржевский: «Если я вышел живым из военного чистилища, то во многом за это обязан взаимовыручке, фронтовому братству, повседневному общению со своими незабываемыми однополчанами»
До 1947 года советское командование считало, что летчики 14 июля 1944 года потопили в Финском заливе крейсер «Вайнаманен». О том, что вместо финского «броненосца» на дно был отправлен старый голландский крейсер «Ниобе», наша делегация узнала в Париже за несколько часов до подписания мирного договора с Финляндией. Однако это никак не умаляет значения блестяще проведенной авиаторами ВВС РККА операции. За успешное выполнение задания Петр Ржевский был награжден орденом Боевого Красного Знамени, а командир полка Василий Раков – второй Звездой Героя Советского Союза.


Получать новости газеты Енисейская правда на Email
рейтинг новости: 
  • Нравится
  • 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Реклама
Мы в соцсетях
-----