лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

Православное Маковское

  Освоение Сибири несло в таежные глубины православную веру.  Во многих случаях церкви строились одновременно с острогами или же в первые годы после образования поселения. Бывало и так, что острог создавался уже на месте, обжитом верующими. Пример - инок Тимофей, живший в келье на месте будущего Енисейска. На пути к Енисейску как раз и был образован Маковский острожек. 
  Первая церковь в Маковском была построена в первой четверти XVII века. Маковская Покровская церковь… Сколько перенесла она впоследствии пожаров, перестроек, возведения заново. Согласно историческим источникам в разные годы сгорело три церкви. Это один из самых древних приходов Енисейской   Епархии. Первое упоминание о церкви относится к 1675 году в записках посланника в Китай Н.Г. Спафария. В начале 1680-х  служителями Маковской Покровской церкви были поп Симеон Ванеев, дьячок Матюшка Семенов Конь. Доподлинно известно о пожаре 1757 года, при котором из церкви удалось вынести только святой антиминс, святые иконы и церковную утварь.  Уже в начале 1758 года в Тобольскую духовную консисторию поступило прошение о заложении и освящении новой церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Лес на новое строительство  был заготовлен менее чем за один год. В этот период в Маковском приходе числилось 45 дворов, душ мужского пола - 221, женского пола - 162. Священниками служили Стефан Диомидов Угрюмов, затем Яков Федоров Страшников.   Построенная заново церковь просуществовала меньше 40 лет и снова сгорела в начале 1795 года. Острог не мог долго оставаться без действующей церкви, и уже в сентябре 1797 года была готова к освящению новая - опять деревянная. Крыша вновь возведенной церкви была крыта тремя куполами, вокруг ограда с двумя входами. Имелась усадебная земля в размере 23 на 13 саженей. В приходе числились село Маковское, деревни Филиппова, Ворожейка, Лосиноборское и юрты (улусы): Налимовские, Урашенские, Глазковские, Марковские, Колоколенские. Долгое время церковь располагалась в самом остроге. В 1836 году прихожане Маковской церкви направили в Томскую консисторию прошение о постройке в селе новой церкви взамен старой, обветшавшей. Но только в 1858 году был заключен подряд на строительство. Решено было строить новый храм на пожертвования, но собираемых денег постоянно не хватало из-за роста цен в связи с неурожаями. Благосостояние местного населения ухудшилось еще и из-за прекращения перевозок грузов по реке Кеть, которые давали крестьянам возможность заработать. И только в 1864 году церковь была построена на новом месте, на восточной стороне села, на самой дороге, ведущей из Енисейска до села Маковское. 12 июля 1864 года новую церковь освятил посетивший село Никодим - первый епископ Енисейский и Красноярский.     
  В декабре 1929 года состоялось собрание церковной общины церкви по поводу её роспуска. Собрание просило Енисейский районный исполнительный комитет принять в свое ведение церковь, отказываясь от ее содержания «ввиду того что в течение 15 лет совершенно церковь не работала и в настоящее время стоит без пользы». Через месяц, 2 февраля 1930 года, община просит Маковский сельский Совет «срочно принять церковь и прочее культовое имущество». В сентябре имущество было принято комиссией и сдано на хранение председателю сельсовета. Перечень наименований в списке впечатляющий для небольшой сельской церкви. Только библиотека состояла из 383 книг, среди которых, вероятно, были старинные и ценные издания. Вся церковная утварь затем передана в государственный фонд и реализована через районное финансовое управление и торговую сеть. Часть непригодного имущества передана в Сибгосторг как утильсырье. Церковь уже в 1930 году передана под народный дом, а колокола сданы «на индустриализацию». Маковский приход прекратил свое существование на долгие десятилетия. Но церковь была сохранена. 
Бывшая жительница села, посетившая родные места в 2009 году, пишет в газету «Енисейская правда» : «А ведь есть в селе человек, который готов служить на благо жителей - это батюшка Севастьян. По моему мнению, он один из достойнейших людей, которые могут занимать эту нишу. Он святой при жизни, и пусть кто-нибудь попробует мне возразить». Севастьян (Севастиан) - это отдельная большая история. Духовник Енисейского Спасского мужского монастыря поселился в селе во второй половине 2000-х годов. «Сей старец очень знаменит благодаря дару исцеления и отчитке... Поэтому после его переезда в Маковское село превратилось в место паломничества, куда стекаются люди со всех концов России». Будучи игуменом Маковской церкви, Севастьян приложил усилия к обновлению храма; была возведена звонница, отремонтирована крыша. Нынешний статус старца, которому уже более 90 лет - «на покое, с правом служения». Так, старинное село вдохнуло свежую струю духовности и православия.

Лариса СОЛОМЕНЦЕВА, директор Енисейского районного архива, по материалам архива и книги В. Максимова «Маковская сторона. Православие.
Источники: МКУ «Енисейский районный архив» и библиотечного фонада: В. Максимов. «Маковская сторона. Православие – Тюмень», 2014; Т. Михалькова. «Живи, родимая сторонка»
Получать новости газеты Енисейская правда на Email
рейтинг новости: 
  • Нравится
  • 1
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Реклама
Мы в соцсетях
-----