лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно

Чужая душа – потемки

  В городском выставочном зале завершила работу выставка картин енисейского художника Сергея Харченова, посвященная 100-летию со дня рождения Сальвадора Дали. 
  Отношение зрителей к представленным полотнам Сергея Харченова было очень разным: одни восхищались творчеством художника, другие выходили из зала, пожав плечами. Не принимали. Может, оттого, что большинство из выставленных работ выполнены в сюрреалистическом стиле, а сюрреализм всегда вызывал массу споров и противоречивых чувств.
  Конечно, воспринимать картину, которая изображает мир реальным, даже если слегка и приукрашенным, легко, потому что как-то сам собой рождается в голове литературно-повествовательный рассказ, и мы органично себя в него вплетаем, мы в нем вовсе не лишние. Другое дело – сюрреализм, когда художник откровенно делится с нами своими мыслями, рожденными на подсознательном уровне, чувствами или фантазиями, может быть, своим сном, где нам не находится места, мы не вписываемся в его мир, нас там нет, и рассказ как таковой не получается, потому что не возникает диалога. Мы только слушаем, о чем говорит нам автор на языке, понятном только ему. В этом, пожалуй, основная трудность восприятия работ авангардного направления, которые требуют от нас размышлений и все равно остаются загадкой. Но это мое, субъективное, мнение, а хотелось бы узнать, что думают о работах Сергея специалисты, и за помощью мы обратились к преподавателю истории искусств Енисейского педагогического училища Татьяне Андреевой.
  - Сергей Харченов, безусловно, художник для Енисейска выдающийся, - начала свой рассказ Татьяна Васильевна. – Он популярен среди енисейцев: зрители его знают, о нем спорят, ходят на его выставки. Да, он задевает своей необычностью, нестандартным видением мира, своей непохожестью на других наших художников. Может быть, в больших городах много подобных мастеров, у нас же такой один. Наши енисейские художники в основном изображают реальную красоту, иногда идеализированную и одухотворенную. Они считают, что живопись должна быть красивой, приятной и одновременно воспитывающей. Однако вопрос этот спорный, можно ведь просто красоту придумать, любоваться линией или восхищаться пятном.




  Сергей Харченов выражает эстетические идеалы своего поколения, в принципе отражает нашу жизнь. К примеру, мы все увлечены мексиканскими сериалами; они привлекают нас своей красивостью, идеальностью, чувственностью. Все критикуют и в то же время их смотрят. В картинах Сергея, мне кажется, эти мексиканские сериалы нашли свое отражение: здесь красивые томные женщины, здесь присутствуют изящество, чувственность и эротика. Эротика-то и смущает многих. Кто-то видит в этом развращение, я – нет, ведь обнаженных писали всегда, главное – как это подается. То, что раньше считалось неприличным, сейчас показывают по телевидению, пишут в литературе, и Сергей на уровне подсознания отражает все наши вкусы.
  Иногда в его работах встречается агрессия («Пробка»), однако ему присущ и юмор. Он пишет порой карикатурно («Медвежий угол»), одни образы перетекают в другие – гротескные, преувеличенные. Наша молодежь часто подтрунивает над идеалами людей старшего поколения, это подтрунивание есть и в живописи Сергея, чей юмор созвучен молодым.
  Чем мне нравится его живопись, так это тем, что она требует от меня размышления, заставляет задуматься. Зрителей всегда притягивает тот человек, который загадочен, он и становится интересен своей непонятностью.
Нельзя сказать, что Сергей безразличен к духовной красоте своих картин. Конечно, его интересует коммерческая сторона живописи, но он несет свою ответственность и за содержание. У него есть прекрасный портрет И. Животова. Он отдал долг симпатии бывшему директору Енисейского краеведческого музея Н.И. Балюта, чей уход из жизни не остался для него незамеченным. К сожалению, он распродал свои замечательные пейзажные работы, которые могли бы стать украшением любой выставки.
  Мы все очень разные, и искусство должно быть разным, и чем оно разнообразнее, тем больше зрителей смогут удовлетворить свои потребности, а получив интеллектуальные наслаждения, они начинают и жизнь воспринимать положительно.
  У Сергея свое понимание эстетики, и оно имеет свое право на существование. У нас, у русских, просто такой менталитет: мы боимся друг другу раскрыться, считаем, что показывать свои чувства неприлично для культурного человека, который непременно должен быть камерным, «носить» официально-парадное лицо. Если женщина любит и раскрывает свою чувственность в стихах, делится своими переживаниями – это подвиг, хотя многие могут ее за это осудить. 
  - Может быть, в таких людях, наоборот, много русского? Россия – огромная страна, и расстояния, которые разделяли людей, были порой очень большими. Преодолев их и встретившись друг с другом, люди распахивали свои души, истосковавшись без общения. Это на Западе, где большая скученность, люди вынуждены закрываться и уединяться друг от друга, устав от внешней суеты, поэтому, наверное, русский человек более доверчив, легче раскрывает свой внутренний мир. Правда, со временем все несколько изменилось, и мы стали больше походить на иностранцев…
  - Да, наверное… И потом, как сказал Пикассо, искусство – это игра, и он играет в искусство. Чем причудливее правила этой игры, тем причудливей получаются работы. Вот и Сергей как бы играет со зрителем: смерть и красота – на одном полотне. Такова человеческая жизнь! Играя, он переходит от объемной пространственной композиции к плоскостной, иногда смешивает жанры. Постоянно игра на контрастах придает работам музыкальность. Его композиции очень сложны: они многофигурны, содержат много зданий и элементов. Художнику удается все это связать воедино.
  Он хорошо чувствует валёры – полутона, переход от светлого к темному. Всегда тщательно прорисовывает детали, их хочется рассматривать. Некоторые его картины напоминают панно и могли бы украшать интерьер, другие больше подходят для иллюстрации каких-нибудь книг.
  Мне нравится, что в его картинах звучит гимн женской красоте, вызывает симпатию и его отношение к выдающимся людям, которые сыграли заметную роль в истории Енисейска. Он пытается дать оценку обществу, размышляет о жизни, поэтому знакомиться с миром художника через его картины всегда интересно.
Марина ЖУРАВЛЕВА 
Газета «Енисейская правда», № 106-108 от 09.07.2004.
Получать новости газеты Енисейская правда на Email
рейтинг новости: 
  • Нравится
  • 0
КОММЕНТИРОВАТЬ
Популярный ролик
Опрос
Реклама
Мы в соцсетях
-----